МБОУ Роговская основная общеобразовательная школа
243613, Брянская область, Злынковский район, село Рогов ул.Школьная , д.2
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность

    1- Что такое «функциональная грамотность»?

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. В очередной раз PISA пройдёт в 2022 году. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественнонаучная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    2- Ссылки на материалы открытых банков заданий для оценки функциональной грамотности:
    - Открытые задания PISA (сайт ФИОКО): https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 
    - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (ФИПИ): https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 
    - Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по 6 направлениям (математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление): http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ 
    - Открытый банк заданий Российской электронной школы: https://fg.resh.edu.ru/ 

    Электронные учебные пособия для формирования функциональной грамотности обучающихся.

    1. Электронный банк заданий ФГ РЭШ 
    Инструкция получения доступа к электронному банку заданий 

    2. Платформа «Медиатека». Банк заданий по функциональной грамотности
    Руководство пользователя

    3. ФИОКО. Открытые задания PISA 

    4. ЦентрОКО. Открытые задания PISA

    5.ФГБНУ Институт стратегии развития  образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy

    Письмо об электронном банке тренировочных заданий по функциональной грамотности

    Муниципальный план Функциональная грамотность

    Приказ Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся

    Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся

    Приказ о формировании рабочей группы

    План мероприятий,

    направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

    обучающихся МБОУ Роговской ООШ на 2024-2025 учебный год (открыть)

    План недели функциональной грамотности(открыть)

    Квест-игра для учащихся 6-9 кл. « Как мы знаем географию?» (открыть)

    Внеклассное мероприятие по литературе:

    «Уроки финансовой грамотности в произведениях художественной литературы»(открыть)

    Игра по основам функциональной грамотности

    естественно-научной направленностидля учащихся 3-6 классов

    «Эта удивительная природа» (открыть)

    Классный час «Юные экономисты» (открыть)

    Интеллектуальная игрв "В мире финансов" (открыть)

    Мастер – класс "Современные приемы формирования

    функциональной грамотности в начальной школе"(открыть)

    Семинар по функциональной грамотности (открыть)


    Естественно-научная грамотность

    7 класс 1              

    7 класс 2

    7 класс 3

    7 класс 4

    7 класс 5

    Математическая грамотность

    Математика 4 класс

    Развитие функциональной грамотности на уроках математики

    Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

    Задачи на развитие функциональной грамотности для 5-6 классов

    Финансовая грамотность

    Внеклассное мероприятие по литературе «Уроки финансовой грамотности в произведениях художественной литературы» 

    Доклад  на РМО на тему : «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания» 

    Классный час – игра, с использованием приёмом функциональной грамотности для учащихся 5-9 классов на тему : «Права и обязанности  граждан»

    Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности Номинация «Методическая разработка»

    Методическая разработка по финансовой грамотности «Знатоки финансовой грамотности» «СВОЯ ИГРА»

    Игра-викторина по финансовой грамотности

    Разработка классного часа для учащихся 8-9 классов

    Читательская грамотность

    Доклад на тему: «Развитие функциональной  грамотности в начальных классах» 

    МАСТЕР-КЛАСС ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «РАЗНЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАБОТЕ С ТЕКСТОМ»

    Приемы работы с иноязычным текстом как способ формирования читательской грамотности обучающихся

    Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике